Вторник
30.04.2024
01:55
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Людмила Михайловна Евдокимова
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Информация для родителей и обучающихся 1 "А" класса [1]
статьи и печатные работы [9]
Статьи,тезисы для сборников НПК, семинаров и т.д.
конспекты и разработки уроков и внеклассных мероприятий [3]
презентации к урокам и проектам [1]
авторские программы и технологии [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » статьи и печатные работы

Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС
12.10.2012, 19:08

     При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

     Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Многие учителя мучаются вопросами: «Зачем составлять и рабочую программу, и технологическую карту? Не является ли это дублированием?»  (на эти вопросы мы ответили выше); «Можно ли на основе рабочей программы составить технологическую карту урока  и как это сделать?». На этот вопрос мы сейчас постараемся ответить.

     По структуре и содержанию технологическая карта урока является логическим продолжением, структурной единицей  рабочей программы учителя. Для того, чтобы составить технологическую карту, опираясь на рабочую программу, нужно первоначально разобраться в том, что же такое технологическая карта.

     Технологическая карта урока– это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологическая карта обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

     Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо рассмотреть структуру технологической карты:

·        название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

·        планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

·        межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

·        этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

·        контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

     Зная структуру и содержание рабочей программы довольно несложно наполнить содержанием шаблон технологической карты (приведена ниже), составленный по вышеуказанной структуре. Так, название темы с указанием часов и контрольное задание (обратная связь) содержатся в календарно-тематическом планировании рабочей программы; планируемые результаты,  межпредметные связи, ресурсы и организация пространства  – прописаны в пояснительной записке. Таким образом, учителю остается заполнить только этапы изучения темы.

Технологическая карта позволит учителю:

·        реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

·        системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

·        проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

·        на практике реализовать межпредметные связи;

·        выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы:

·        контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

     Более подробно опишем, как отражается каждый этап деятельности педагога в технологической карте урока:

     На первом этапе «Самоопределение в деятельности» (мотивация) организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

     На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

     Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

ü 1 шаг — организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

ü 2 шаг — организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

ü 3 шаг — организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

ü 4 шаг — организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

    Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

     Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

     На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

     На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

    Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

 

     Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете».

      Цель составления  рабочей программы и технологической карты состоит в превращении мысли в действие.

        

Категория: статьи и печатные работы | Добавил: Lu
Просмотров: 6576 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz