Исходя из обозначенных проблем в
системе оценивания, хочется остановиться на типичных ошибках, которые допускают
наши педагоги, при оценивании
деятельность обучающихся.
·
Ошибка 1. Неоправданная строгость в оценке –
тенденция выставлять отметку ниже заслуженной. С этой ошибкой мы встречаемся,
когда ребенок в результате нескольких учебных неудач заслужил «ярлык» слабого
ученика, «двоечника»; либо учитель, с
преобладающим авторитарным стилем общения, тем самым, создает «ореол» строгого,
высококвалифицированного педагога.
·
Ошибка 2. Необоснованная мягкость – тенденция
оценивать более позитивно, выставлять отметку выше заслуженной. Так происходит,
как правило, со стабильными отличниками.
·
Ошибка 3. Центрическая тенденция выставлять
средние отметки, расположенные в центре отметочной шкалы. Так называемая
подстраховка при переходе ребенка на следующую ступень образования: «стал
отличником, а у меня был троечником» или «и у меня он учился так себе».
·
Ошибка 4. «Эффект ореола» - оценивание на одинаковом уровне достижений обучающихся в
различных сферах учебной деятельности: «если у него по русскому и литературе
одни пятерки, значит и о биологии и химии тоже пятерки должны быть».
·
Ошибка 5. «Эффект недавности» - влияние недавних
событий на оценивание деятельности. Только что ребенок нагрубил учителю, значит,
ставим за урок «три».
·
Ошибка 6. «Эффект контраста» - влияние на
отметку ученика тех, кто прошел перед ним.
Кроме вышеперечисленных ошибок,
встречается еще и «нецелевое» использование педагогической оценки и отметки:
- Контроль поведения учащихся – обеспечение
дисциплины, когда оценка выставляется не за знания, а за поведение, либо формирование
подчинения путем выставления плохих отметок: «не будешь слушаться, будут одни
двойки».
- Наказание обучающегося.
- Поддержание
внеучебной мотивации (состязательной, престижной), когда более «престижному»
ученику выставляются более высокие отметки.
- Разъединение обучающихся, обособление
некоторых из них, так называемое деление на «сильных» и «слабых».
- Формирование
у обучающегося зависимости от внешних оценок. Стремление «зазубрить» только для
того, чтобы получить пятерку и похвалу учителя, а не для того, чтобы узнать или
понять.
Встает логичный вопрос: а можно ли
исправить допущенные педагогические ошибки в системе оценивания? Конечно можно.
Для этого целесообразно вспомнить и удерживать основные задачи педагогической
оценки. Педагогическая оценка направлена на:
1. Контроль
качества образования.
2.
Психолого-педагогическую поддержку обучающихся, поощрение, создание ситуации
успеха.
3. Мотивацию к
успешной образовательной деятельности.
4. Объединение
обучающихся в совместной деятельности (взаимооценка, совместное оценивание,
совместная выработка критериев оценки).
5. Развитие
критического мышления
6.
Формирование навыков самооценки и взаимооценки.
Особенно важным в любой системе оценивания
является формирование у ребенка самооценки. Сформированная самооценка имеет
особое значение в развитии учебной мотивации ребенка и его отношения к учению.
В этом случае ученик способен самостоятельно спланировать и организовать свою
деятельность, добиться результатов и проанализировать их, определить
перспективы в познании. А это главный ключ к успеху в любой сфере деятельности.
Стать оценке более объективной поможет и ее «трехмерность». Как только к
системе оценивания присоединяются все субъекты образовательного процесса, так
отметки становятся более показательными и адекватными, ввиду того, что каждая
из сторон обосновывает свое мнение по поводу той или иной оценки (отметки). С
этой целью можно рекомендовать составление и заполнение таблицы «Оценка
результатов образования ребенка» (из опыта работы).
№ п\п
|
Результаты
|
Самооценка обучающегося
|
Оценка родителей
|
Оценка учителя
|
1
|
Умение каллиграфически писать
все буквы русского алфавита
|
|
|
|
2
|
Делить слова на слоги
|
|
|
|
Во второй графе таблицы вписываются те
результаты, которые должен проявить ребенок к концу учебного года. При этом,
оценка может выставляться не только по
пятибалльной шкале, но и с помощью условных знаков (особенно самооценка
ребенка). В конце учебного года на индивидуальных беседах с родителями и
обучающимся обсуждаются оценки и выставленные отметки с аргументацией своего
мнения. Заполнение такой таблицы особенно важно для ребенка, которому она может
помочь осознать объективную связь оценки с уровнем его предметных знаний,
метапредметных навыков и личностных
результатов образования.
В данной статье мы коснулись только
внутренней оценки качества образования, в то время, как есть еще и внешняя
оценка, которая также может таить в себе «недочеты и ошибки». Однако, главное в
любой системе оценивания – это не убить желание учиться, жажду познания и
общения, стремление к самореализации и творчеству.
Школьная
оценка (отметка) должна быть добрым помощником, а не «Дамокловым мечом». И зависит это, в большей
степени, от доброго, понимающего, любящего учителя.
|