Вторник
30.04.2024
00:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Людмила Михайловна Евдокимова
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Информация для родителей и обучающихся 1 "А" класса [1]
статьи и печатные работы [9]
Статьи,тезисы для сборников НПК, семинаров и т.д.
конспекты и разработки уроков и внеклассных мероприятий [3]
презентации к урокам и проектам [1]
авторские программы и технологии [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » статьи и печатные работы

Психолого-педагогический портрет первоклассника
12.10.2012, 19:12

Поступление ребенка  в школу – очень важный, сложный и переломный период в его жизни. Полностью меняется уклад жизни, место в социальной системе, возрастает психо-эмоциональная, интеллектуальная и физическая нагрузка. На смену играм приходят ежедневные учебные занятия, требующие от ребенка напряженного умственного труда, активизации всех психических процессов на фоне малоподвижного существования. Маленький ученик попадает в совершенно новый незнакомый коллектив детей (таких же маленьких и несмышленых) и взрослых (строгих и непонятных учителей). Ему нужно научиться правильно общаться со сверстниками и педагогами, соблюдать школьную дисциплину, выполнять новые учебные и трудовые обязанности.

     Школа предъявляет особые требования к первокласснику. Психологи сформулировали определенные характеристики, которые обозначили как «психолого-педагогический статус (портрет) первоклассника:

1.                Познавательная сфера:

1.1.Произвольность психических процессов. Высокий уровень учебной активации, самостоятельности. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по правилу и образцу. Поддержание  внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилия для преодоления трудностей в решении учебной задачи.

1.2. Уровень развития мышления. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных

1.3. Сформированность важнейших учебных действий. Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана умственных действий.

1.4. Уровень развития речи.  Понимание смысла текста и простых понятий.

Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи).

1.5. Уровень развития тонкой моторики.  Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию.

1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности. Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом.

2. Особенности общения и поведения

2.1. Взаимодействие со сверстниками. Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем.

2.2. Взаимодействие с педагогами. Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю.

2.3. Соблюдение социальных и этических норм. Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения.

2.4. Поведенческая саморегуляция. Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований).

2.5. Активность и автономность поведения.  Активность и самостоятельность в познавательной социальной деятельности.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы

3.1. Наличие в характере учебной мотивации.  Желание учиться, идти в школу.

Наличие познавательного или социального мотива учения.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние в школе.  Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей; - требованиями взрослых и возможностями ребенка.

4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

4.1. Отношения со сверстниками.  Эмоционально-положительное восприятие  ребенком системы своих отношений со сверстниками

4.2. Отношения с педагогами.  Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

4.3. Отношения к значимой деятельности.  Эмоционально-положительное восприятие школы и учения

4.4. Отношения к себе. Устойчивая положительная самооценка.

     5. Необходимые компетенции:      

·                   Рисовать, чертить по определенным правилам.

·                   Уметь слушать, отвечать на вопросы, задавать вопросы.

·                   Уметь пересказывать небольшие тексты, монологически высказываться.

·                   Знать наизусть не менее 5 стихотворных произведений.

·                   Знать нумерацию и выполнять элементарные математические счетно-расчетные действия на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления  в пределах 10.

·                   Решать простые задачи на сложение и вычитание; сравнивать числа.

·                   Иметь первоначальные представления о временных и пространственных рамках окружающего мира: элементарные единицы времени, дни недели, месяцы, времена года, признаки смены времен года, предметы живой и неживой природы, растения и животные, основы жизнедеятельности человека и т.д.

         К сожалению, далеко не все дети готовы к учебной нагрузке и владеют вышеперечисленными компетенциями. Именно это является одной из главных причин, порождающей комплекс проблем, связанных со  слабой успеваемостью ребенка в начальной школе.

     Проблема 1. Ребенок владеет учебными навыками,  у него хорошо складываются отношения со сверстниками и учителем, но при этом ребенок в школу идти не хочет, или не выражает особого рвения к данному процессу. Эта  проблема связана с низкой мотивацией на учение. Если эту ситуацию не исправить в 1 классе, она может привести к серьезным межличностным конфликтам в  дальнейшем образовании.

     Проблема 2. Ребенок с удовольствием ходит в школу, старается учиться и выполнять все требования учителя, но у него не получается: буквы не слушаются и пишутся криво, числа складываются и вычитаются неправильно, ответы на вопросы получаются невпопад, значит, налицо проблемы в психо-соматической или интеллектуальной  сферах ребенка.

     Проблема 3. Ребенок делает все, как надо, но налицо плохое поведение. Если ребенок просто на переменах носится «как угорелый» – это нормальный, здоровый ребенок (повышенная двигательная активность в этом возрасте является нормой). Однако,  если ребенок плохо ведет себя на уроках  – это проблема куда более серьезная. В этом случае наблюдаются отклонения в познавательной сфере: недостаточность развития произвольного внимания, самоконтроля, работоспособности, воли.  Если же  плохое поведение связано с взаимоотношениями со сверстниками или  учителями – это недостатки  семейного воспитания или следствие не сложившихся отношений в детском саду.

    Как же организовать взаимодействие ОУ и ДОУ, чтобы портрет будущего первоклассника был близок к идеалу? Этот процесс довольно сложный и длительный, требующий комплексного и системного подхода. В начале организации этого процесса возможны следующие формы совместной деятельности:

·        проведение на базе школы занятий, которые проводит учитель школы;

·        мероприятия с участием и воспитанников детского сада и младших школьников, проводимые в форме наставничества (организация групповой работы приемами типа «зигзаг»);

·        комплекс мастер-классов, проводимых учителями школы для родителей и детей дошкольного возраста;

·        консультации и лекции школьного психолога для родителей дошколят и их детей;

·        шефская работа учащихся над воспитанниками и организация помощи дошколятам в трудовых, творческих делах и др.

Необходимо отметить, что как бы ни старались в своем сотрудничестве ДОУ и ОУ создать идеального будущего первоклассника, их усилия будут бесполезны без активного участия в этом процессе родителей. Именно родители, а не учителя и воспитатели являются главной «движущей образовательной силой» для маленького человека.

Категория: статьи и печатные работы | Добавил: Lu
Просмотров: 3187 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz