Понедельник
29.04.2024
21:29
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Людмила Михайловна Евдокимова
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Информация для родителей и обучающихся 1 "А" класса [1]
статьи и печатные работы [9]
Статьи,тезисы для сборников НПК, семинаров и т.д.
конспекты и разработки уроков и внеклассных мероприятий [3]
презентации к урокам и проектам [1]
авторские программы и технологии [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » статьи и печатные работы

Курс ОРКиСЭ - требование времени
12.10.2012, 19:06

     Вспомним Древнюю Русь. Сколько народностей входило в состав Древнерусского государства?: словене, дерговичи, древляне, поляне, кривичи, вятичи, уличи, западные и южные славяне и многие другие. Только в 12 веке появилось название «народ Русь», который по происхождению относится к варягам, а по языку – к славянам. Далее – миграция монголо-татар, шведов, немцев и т.д. Русь, таким образом, изначально была государством многонациональным. Менялся строй, менялись ценности и государственные границы, раздробленность сменялась единством, но многим народам России удавалось в самые трудные времена жить в согласии. Как же удавалось людям разных культур и народностей жить вместе, сотрудничать, сосуществовать? Ответ, на мой взгляд, прост. Люди просто принимали соседа своего таким, каков он есть,  с его традициями, взглядами, ценностями. Это и есть одна из основных заповедей «Возлюби ближнего своего как самого себя», которая созвучна современным идеям толерантности. Так формировалась духовная религиозно-культурная основа многонационального  российского государства.

     Но почему-то в 20 веке случилось так, что люди стали забывать свои этнокультурные традиции совместного бытия (события); стали проявляться процессы духовной и культурной амнезии. Стали забывать понятия с приставкой  -с-, означающей совместное бытие, единство многих. Страшно представить себе общество людей, не помнящих своих истоков, своего прошлого, поскольку «память прошлого определяет нравственность настоящего» (В.Куприн).

     Курс «ОРКиСЭ» может стать в  определенной степени той «пилюлей», «витаминкой», которая даст толчок к излечению российского общества; к возрождению идей толерантности, сопричастности, содружества; к культурному возрождению России как многонационального государства. Курс дает шанс заполнить вакуум, пробел в нравственном воспитании, образовавшиеся в постперестроечных годах.

     Однако, курс сам по себе, каким бы проработанным и интересным он ни был, не решит проблему духовного возрождения. Для этого нужен носитель духовности, нужна активная работа разума и души. Такими носителями могут быть родители и учителя. Но, к сожалению, современные родители принадлежат к тому поколению, когда общечеловеческие ценности были почти утрачены. Значит, весь груз ответственности падает на плечи учителя – «ваятеля душ человеческих», способного донести и передать подрастающему поколению духовно-нравственные основы жизни.

    Но снова возникает вопрос: все ли учителя в полной мере готовы к тому, чтобы передать духовность личности и духовность общества маленьким гражданам? Именно здесь на первый план выступают учителя – тренеры - тьюторы. Учителя – тренера я сравнила бы с электрическим проводом, передающим «духовное напряжение» от «щитка» отечественной культуры к «лампочке» духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка через «включатель» учителя.    Академия повышения квалификации в Москве – благодарность.

     Для меня роль тренера была нова, несмотря на то, что опыт работы с учительской аудиторией достаточный: открытые уроки, семинары, мастер-классы и т.д. Однако, роль тьютора – нечто иное: надо быть не только учителем учеников, но и учителем учителей, а это сложно, но важно и интересно. Хотелось научить педагогов трем важным «вещам»:

1.Как организовать воспитательный процесс, направленный на духовно-нравственное развитие школьников в русле  курса «ОРКиСЭ».

2.Каким образом дать немалый объем культурологической и религиозной информации, оставаясь на нейтральной позиции толерантного отношения.

3.Как создать психолого-педагогическую систему взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, способствующую духовно-нравственному и культурологическому развитию.

     Но чтобы научить этим позициям, необходимо было сначала «наладить контакт» с теми педагогами, которые пришли на курсы по ОРКиСЭ. Это было непросто. Хотя…, как и дети, учителя очень отзывчивы на проявления доброжелательности и взаимоуважения. Поэтому, одно из первых занятий мы посвятили тренинговым упражнениям, помогающим не только познакомиться и лучше узнать друг друга, но и установить теплые дружеские взаимоотношения в группе. Эти же упражнения учителя затем использовали и в своей практике. Дальнейшее взаимное сотрудничество было очень плодотворным: я учила учителей, учителя учили меня. Особенно ярким взаимным уроком была защита групповых проектов. Проекты получились очень  интересные и нужные, готовые к использованию в образовательном процессе. Но больше всего запомнился моим «ученикам-учителям» веселый экзамен с призами за его успешную сдачу.

     Две недели плодотворного сотрудничества педагогов на курсах сделали нас добрыми друзьями, поддерживающими отношения, помогающими друг другу и сейчас.

     Объединились, увлеченные курсом ОРКиСЭ, и все тьюторы. Обмениваясь опытом обучения, наработками, приемами, презентациями, объединившись вокруг одной цели – успешно внедрить курс в современные школы, учителя-тренеры превратились в единый педагогический коллектив.  Тьюторы из других городов нашего региона обмениваются опытом работы, приглашают друг друга на конференции и семинары по результатам апробации курса. Так, в апреле 2011г. в Нижнем Тагиле состоялись педагогические чтения «Чему и как учить в 21 веке: опыт и перспективы изменения образовательной практики», где подводились первые итоги апробации курса ОРКиСЭ в школах Свердловской области. На педчтениях делились опытом учителя-тренеры не только из самого Нижнего Тагила, но и Екатеринбурга, Невьянска, Снежинска, Серова и других городов.  Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем, уже сформированные тьюторские группы осуществляли свою деятельность по обучению педагогов следующих потоков (годов обучения), т.к. определенный опыт уже наработан, ясна техника подготовки учителей к данному курсу.      

      Необходимо отметить, что несмотря на четкую и яркую воспитательную направленность курса, в настоящее время есть, и еще какое-то время будут, учителя, родители, дети и другие, отношение которых к курсу неоднозначно. Поэтому надо быть готовым к тому, что процесс духовного возрождения общества длительный и тонкий, требующий педагогической стратегии и продуманной линии воспитательной тактики, помогающих развивающейся личности принять духовные традиции общества.  В связи с этим, целесообразно было бы создать единый в городе (районах)  консультационно-методический центр по апробации курса ОРКиСЭ, помогающий учителям, родителям, детям осознать необходимость введения курса, разрешать возникающие сомнения и вопросы и оказывающий информационно-методическую помощь в преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Категория: статьи и печатные работы | Добавил: Lu
Просмотров: 581 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz