Внедрение в образовательный процесс данных условий оказало положительное
воздействие не только на развитие
творческого мышления, но и значительно изменило в лучшую сторону
психосоматическое здоровье младших школьников. Снизился уровень тревожности;
сократилось количество заболеваний
органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; стабилизировалось комфортное
эмоциональное и психическое состояние каждого отдельного ребенка в течение
всего образовательного процесса.
Таким образом, родился
дочерний проект «Эстетикотерапия» как фактор сохранения психосоматического
здоровья младших школьников». Проект стал победителем городского конкурса
«Инновации в образовании – 2011», а школа – инновационной площадкой по
реализации данного проекта.
Эстетикотерапия в
образовательном процессе представляет собой единство трех основных структурных
блоков: художественная терапия, музыкальная терапия и театральная терапия. Каждая
из структурных единиц наполнена рядом
форм и методов работы, оказывающих терапевтический эффект на психику и
физиологию младшего школьника.
Художественная терапия включает следующие формы и методы работы: цветовой
диагностический тест Люшера совмещенный
с методикой Баллоу по определению типа восприятия цвета; диагностические
методики «Волшебные кляксы», «Что бы это значило?», «Дорисуй картину» и пр.;
творческие художественные работы; синестетическая художественно-музыкальная
деятельность; оформительская и дизайнерская деятельность в классе;
экскурсионная работа; цветовая зрительная гимнастика. Оформительская и дизайнерская деятельность подразумевает
цветовую и формообразующую организацию образовательного пространства совместно с детьми: сезонное
оформление класса, дизайнерское оформление парт, декорации и костюмы к театрализованным
выступлениям и пр. Экскурсионная работа включает, как посещение музеев,
выставок, театров, так и выходы на природу, дни здоровья на природе. Цветовая
зрительная гимнастика проводится на основе компьютерного проигрывателя Медиа
Плеер.
Музыкальная терапия: пение
караоке; музыкальное начало и окончание
уроков; танцевальные физпаузы; хоровое пение; танцы на переменах; музыкальное
сопровождение самостоятельных работ;
музыкальные релаксационные упражнения; ритмизированные упражнения. Пение песен
караоке в букварный период значительно упрощает процесс обучения грамоте:
развитие фонематического слуха, повышение техники чтения. Каждый урок
начинается и заканчивается под музыку, что решило дисциплинарные проблемы.
Физпаузы из стандартных наклонов и поворотов превратились в танцевальные
паузы. Хором поем не только песни, но и слоги, правила и т.д. На переменах
звучит танцевальная музыка, особенно по субботам. Музыкальное сопровождение
самостоятельных работ повышает качество
их выполнения и уровень самодисциплины. Музыкальные релаксационные упражнения
снимают утомление и излишнее напряжение на уроках. Ритмизированные упражнения
ритмизируют и деятельность вегетативной системы ребенка. К музыкальной терапии
довольно быстро подключаются дети, как организаторы деятельности: приносят
музыкальные инструменты в школу, играют на них для одноклассников и т.д.
Театральная терапия: пальчиковые игры; пластическое и мимическое
фантазирование; радиотеатр; кукольный театр; театрализованные представления. Пальчиковые игры и пластическое
фантазирование решают проблемы гиподинамии, развивают тактильные ощущения,
мелкую мускулатуру. Театрализованные представления способствуют раскрепощению,
расслаблению, успешной самореализации и социализации учащихся, снимают
стрессовые ситуации, активизируют, тонизируют, способствуют сохранению
позитивного настроя. В течение учебного года с детьми удается поставить более
20 различного рода театрализованных представлений.
Эффективность данной
методики подтверждается следующими промежуточными результатами: снижение уровня тревожности; комфортное
психическое самочувствие первоклассников по результатам наблюдений, отзывам
родителей; отсутствие признаков утомления и переутомления; высокая мотивация на
посещение школы, желание учиться; низкий, по сравнению с прошлыми годами, показатель
пропусков уроков по болезни.
Таким образом, эстетико-педагогические
условия эффективно развивают творческий потенциал, а эстетика и творчество, в
свою очередь, не только способствуют
успешной социализации и самореализации ребенка,
но и способны оказывать терапевтический эффект для сохранения
психосоматического здоровья младшего школьника.
|