В
результате исследовательского этапа
проекта было определено воздействие эстетических качеств среды на
физиологическом (соматическом) и психологическом уровнях. Воздействие на
физиологическом уровне заключается в изменении функционирования некоторых
соматических процессов: дыхания, сердцебиения, потоотделения и др., и может
проявляться в различных видах деятельности: речи, письме, рисовании,
танцах…через возбуждение, успокоение, повышение или снижение активности, темпа,
качества, ритмичности деятельности.
Влияние
на психологическом уровне опосредовано физиологической реакцией организма на
воспринимаемый объект. Физиологическое неприятие объекта ведет либо к отказу психологического
восприятия, либо к отрицательной психологической реакции (невнимание, страх,
стресс). Благоприятное же влияние ведет к активизации психической деятельности,
развитию психических процессов: мышления, воображения, речи и т.д.
Также
на психологическом уровне происходит синестетическое восприятие объектов,
которое расширяет возможности восприятия и познания, задействуя в процессе
ассоциирования информацию, поступающую из всех органов чувств, что ведет к
активизации познавательных процессов и комфортности психического состояния
ребенка вследствие переживания чувства радости и успеха от выполненной
деятельности.
На
основе изученных фактов воздействия эстетических качеств среды и возрастных
особенностей детей младшего школьного возраста, были выделены следующие
структурные разделы эстетикотерапии:
·
Цветовая терапия
·
Музыкальная
терапия
·
Театральная
терапия.
Каждый
раздел содержит определенный набор тестового экспериментального материала, форм
и методов работы с детьми.
Мониторинг
эффективности эстетикотерапии проводился на базе изучения уровня тревожности
младших школьников, как основного показателя
психического состояния здоровья младших школьников.
Первый сравнительный анализ диагностики уровня тревожности
первоклассников на первой неделе образования и в конце первой четверти показал
положительные результаты
|