То, что быть педагогом – мое призвание, я поняла очень рано. Стать учителем мне, видимо, было написано на роду. В очень раннем детстве у нас дома жила маленькая собака – карликовый пинчер по кличке Амур. Я вела дневник Амура Ушахинова, (уши у него были большие) и выставляла ему оценки за поведение. До сих пор нахожу дома книги с поставленными моей еще нетвердой рукой оценками. Если у сказки был хороший конец – ставила «5» или «4», а если плохой – «2» или «3» с минусом. В шестилетнем возрасте прочитала легенду о Данко, который, разорвав грудь, достал свое горящее сердце и осветил им путь людей. Эта легенда определила мою судьбу и опыт. Своим горящим сердцем я дарю любовь. И чем больше испытаний преодолеваешь, тем ярче становится свет сердца, озаряющий путь детей и людей, идущих рядом.
После школы решила поступать в УПИ и окончила подготовительные курсы. Но в последний момент судьба резко развернула меня в пединститут. Через 3 года после его окончания, не прекращая работать в школе, поступила в заочную аспирантуру, через 2 года защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата педагогических наук в достаточно юном возрасте (26 лет). Этот факт я считаю самым большим личным педагогическим достижением. Эта защита далась огромными физическими, психологическими и профессиональными усилиями, это была настоящая защита. «Защищалась, как лев»! – сказал после заседания диссертационного совета его председатель А.С.Белкин. Поэтому, я горжусь своей ученой степенью, она не дает стоять на месте и заставляет постоянно двигаться вперед, в ногу со временем.
Огромное влияние на мое педагогическое призвание оказала судьба моего деда - доцента Свердловского Горного института им. Вахрушева - Подногина Аркадия Константиновича, которого и считаю своим кумиром. Хотя я не застала его живым, он умер в 1961 году, легенды о его педагогической деятельности до сих пор ходят по городу. Много интересного слышала я о нем от бабушки, мамы, его бывших учеников, коллег – профессоров института. Его имя упоминается во многих книгах, посвященных геологии, даже один из найденных недавно новых минералов назвали его именем «подногинит». Позволю себе рассказать несколько интересных фактов. После окончания лекции, студенты стоя аплодировали ему. Сотрудники института называли его «либералом» за мягкое, гуманное отношение к студентам. На экзаменах Аркадий Константинович не «заваливал» студентов, а всячески старался им подсказать. За уникальную научную работу по кристаллографии и кристаллооптике, дедушке была присвоена ученая степень кандидата наук без защиты диссертации. За исследование состава стали, из которой изготавливали танки для Уральского добровольческого танкового корпуса, и сделанное заключение о том, какие элементы нужно добавить в сталь, чтобы она стала прочной; а также за иные очень важные заслуги перед родиной в годы Великой Отечественной войны, Аркадий Константинович был награжден Орденом Ленина. До сих пор, часто застаем возле его могилы низко кланяющихся бывших учеников, которые вспоминают его словами: «Аркадий Константинович был не просто прекрасным педагогом, он был эталоном порядочности и честности. Мы были все в него влюблены».
Но я – не геолог, я – учитель начальных классов. В чем же заключается миссия педагога, начинающего такое длительное образование детей? В чем состоит мое призвание? Главная задача учителя начальной школы, на мой взгляд, состоит в том, чтобы увидеть ребенка, разглядеть в нем то уникальное, замечательное, главное, что обеспечит ему веру в светлое будущее, а затем, взрастить это маленькое уникальное семечко до размеров самодостаточного счастливого ЧЕЛОВЕКА. А это возможно сделать только в процессе «творения». А еще я верю в чудеса и очень люблю их делать, особенно для детей: приносить в Новый год подарки, превращаясь в Снегурочку; помогать детям хорошо учиться, перевоплощаясь в фею Гармонию; решать личные проблемы в образе доброй волшебницы Психеи (да, меня так называли ученики 11 классов, у которых я вела психологию). Дети безоговорочно верят в мои чудеса, и они действительно происходят, сбываются все их желания, решаются все проблемы. Поэтому я знаю твердо – мое призвание – это ТВОРЧЕСТВО: мое, детей, их родителей, других педагогов. «Все радости жизни в творчестве. Творить – значит убивать смерть» - сказал Р.Роллан, и я полностью с ним согласна.
- какого же возраста ребенок начинает заниматься творчеством? Творить он начинает с самых ранних лет. Но личный опыт показывает, что наибольшее желание возникает в младшем школьном возрасте, когда начинает активно работать воображение.
Так надо ли развивать в ребенке творческий потенциал? Мое глубочайшее убеждение - надо и обязательно!
Оказывается, природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться и познавать мир каждую секунду; возможностью подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Творчество врожденно присуще каждому человеку – это доказано. Получается, что все должны стать творцами? Я считаю – Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все! Творчество – часть нашего существа. Отсутствие творческих способностей – результат «заглушения творческости» в детстве. К.И.Чуковский писал: «Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, ботаниками, зоологами, если бы детское жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления, необходимейших для нашего существования знаний».
Детское творчество скрывает в себе великие тайны. В каждом ребенке неповторимая творческая лаборатория с необузданной фантазией, полет которой беспределен и неудержим. Творческий интерес к миру можно пробудить у ребенка очень рано. И для этого надо так немного! Раз в месяц сходить с ребенком в музей, купить ему по искусству хорошую книгу или эстамп, серьезно отнестись к его коллекции художественных открыток. И сделать привычной в семье и в школе такую картину: за маленьким столиком рисует, пишет стихи, мастерит самолет или театральный костюм, учит наизусть роль ребенок. Не надо мешать ему: он делает очень важное дело. Надо помочь ему: он идет очень трудным для его слабых сил путем. Надо полюбить нарисованных им длинных, как таксы, зайчиков, похожих на песочные часы людей; надо расти и творить вместе с учеником, сыном, дочерью.
|