Поступление ребенка в школу – очень важный, сложный и переломный
период в его жизни. Полностью меняется уклад жизни, место в социальной системе,
возрастает психо-эмоциональная, интеллектуальная и физическая нагрузка. На
смену играм приходят ежедневные учебные занятия, требующие от ребенка
напряженного умственного труда, активизации всех психических процессов на фоне
малоподвижного существования. Маленький ученик попадает в совершенно новый
незнакомый коллектив детей (таких же маленьких и несмышленых) и взрослых
(строгих и непонятных учителей). Ему нужно научиться правильно общаться со
сверстниками и педагогами, соблюдать школьную дисциплину, выполнять новые учебные
и трудовые обязанности.
Школа предъявляет особые требования к
первокласснику. Психологи сформулировали определенные характеристики, которые
обозначили как «психолого-педагогический статус (портрет) первоклассника:
1.
Познавательная сфера:
1.1.Произвольность
психических процессов. Высокий уровень учебной активации, самостоятельности. Способность
самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных
действий. Совершение учебных действий по правилу и образцу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие
собственных усилия для преодоления трудностей в решении учебной задачи.
1.2. Уровень развития
мышления. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение
существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к
обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления:
способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных
1.3. Сформированность
важнейших учебных действий. Умение выделить учебную задачу и превратить ее в
цель деятельности. Сформированность внутреннего плана умственных действий.
1.4. Уровень развития
речи. Понимание смысла текста и простых
понятий.
Использование речи как
инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи).
1.5. Уровень развития
тонкой моторики. Способность к сложной
двигательной активности при обучении письму и рисованию.
1.6. Умственная
работоспособность и темп умственной деятельности. Способность сосредоточенно
работать в течение 15-20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности
в течение всего учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем
классом.
2. Особенности общения и поведения
2.1. Взаимодействие со
сверстниками. Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения
со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным
формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем.
2.2. Взаимодействие с
педагогами. Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и
вне уроков. Проявление уважения к учителю.
2.3. Соблюдение
социальных и этических норм. Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм
поведения и общения.
2.4. Поведенческая
саморегуляция. Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной
активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия.
Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному
поведению (в рамках возрастных требований).
2.5. Активность и
автономность поведения. Активность и
самостоятельность в познавательной социальной деятельности.
3. Особенности
мотивационно-личностной сферы
3.1. Наличие в характере
учебной мотивации. Желание учиться, идти
в школу.
Наличие познавательного
или социального мотива учения.
3.2. Устойчивое
эмоциональное состояние в школе. Отсутствие
выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей; -
требованиями взрослых и возможностями ребенка.
4. Особенности системы отношений
школьника к миру и самому себе
4.1. Отношения со
сверстниками. Эмоционально-положительное
восприятие ребенком системы своих
отношений со сверстниками
4.2. Отношения с
педагогами. Эмоционально-положительное
восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.
4.3. Отношения к значимой
деятельности. Эмоционально-положительное
восприятие школы и учения
4.4. Отношения к себе. Устойчивая
положительная самооценка.
5.
Необходимые компетенции:
·
Рисовать,
чертить по определенным правилам.
·
Уметь
слушать, отвечать на вопросы, задавать вопросы.
·
Уметь
пересказывать небольшие тексты, монологически высказываться.
·
Знать
наизусть не менее 5 стихотворных произведений.
·
Знать
нумерацию и выполнять элементарные математические счетно-расчетные действия на
основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в пределах 10.
·
Решать
простые задачи на сложение и вычитание; сравнивать числа.
·
Иметь
первоначальные представления о временных и пространственных рамках окружающего
мира: элементарные единицы времени, дни недели, месяцы, времена года, признаки
смены времен года, предметы живой и неживой природы, растения и животные,
основы жизнедеятельности человека и т.д.
К сожалению, далеко не все дети готовы к учебной
нагрузке и владеют вышеперечисленными компетенциями. Именно это является одной
из главных причин, порождающей комплекс проблем, связанных со слабой успеваемостью ребенка в начальной
школе.
Проблема 1. Ребенок владеет учебными
навыками, у него хорошо складываются
отношения со сверстниками и учителем, но при этом ребенок в школу идти не хочет,
или не выражает особого рвения к данному процессу. Эта проблема связана с низкой мотивацией на
учение. Если эту ситуацию не исправить в 1 классе, она может привести к
серьезным межличностным конфликтам в
дальнейшем образовании.
Проблема 2. Ребенок с удовольствием ходит
в школу, старается учиться и выполнять все требования учителя, но у него не
получается: буквы не слушаются и пишутся криво, числа складываются и
вычитаются неправильно, ответы на вопросы получаются невпопад, значит, налицо
проблемы в психо-соматической или интеллектуальной сферах ребенка.
Проблема 3. Ребенок делает все, как надо, но
налицо плохое поведение. Если ребенок просто на переменах носится «как
угорелый» – это нормальный, здоровый ребенок (повышенная двигательная
активность в этом возрасте является нормой). Однако, если ребенок плохо ведет себя на
уроках – это проблема куда более
серьезная. В этом случае наблюдаются отклонения в познавательной сфере:
недостаточность развития произвольного внимания, самоконтроля,
работоспособности, воли. Если же плохое поведение связано с взаимоотношениями
со сверстниками или учителями – это
недостатки семейного воспитания или следствие
не сложившихся отношений в детском саду.
Как же организовать взаимодействие ОУ и
ДОУ, чтобы портрет будущего первоклассника был близок к идеалу? Этот процесс
довольно сложный и длительный, требующий комплексного и системного подхода. В
начале организации этого процесса возможны следующие формы совместной
деятельности:
·
проведение
на базе школы занятий, которые проводит учитель школы;
·
мероприятия
с участием и воспитанников детского сада и младших школьников, проводимые в
форме наставничества (организация групповой работы приемами типа «зигзаг»);
·
комплекс
мастер-классов, проводимых учителями школы для родителей и детей дошкольного
возраста;
·
консультации
и лекции школьного психолога для родителей дошколят и их детей;
·
шефская
работа учащихся над воспитанниками и организация помощи дошколятам в трудовых,
творческих делах и др.
Необходимо отметить, что
как бы ни старались в своем сотрудничестве ДОУ и ОУ создать идеального будущего
первоклассника, их усилия будут бесполезны без активного участия в этом
процессе родителей. Именно родители, а не учителя и воспитатели являются главной
«движущей образовательной силой» для маленького человека.
|