Вспомним Древнюю Русь. Сколько народностей
входило в состав Древнерусского государства?: словене, дерговичи, древляне,
поляне, кривичи, вятичи, уличи, западные и южные славяне и многие другие.
Только в 12 веке появилось название «народ Русь», который по происхождению
относится к варягам, а по языку – к славянам. Далее – миграция монголо-татар,
шведов, немцев и т.д. Русь, таким образом, изначально была государством
многонациональным. Менялся строй, менялись ценности и государственные границы,
раздробленность сменялась единством, но многим народам России удавалось в самые
трудные времена жить в согласии. Как же удавалось людям разных культур и
народностей жить вместе, сотрудничать, сосуществовать? Ответ, на мой взгляд,
прост. Люди просто принимали соседа своего таким, каков он есть, с его традициями, взглядами, ценностями. Это
и есть одна из основных заповедей «Возлюби ближнего своего как самого себя»,
которая созвучна современным идеям толерантности. Так формировалась духовная
религиозно-культурная основа многонационального
российского государства.
Но почему-то в 20 веке случилось так, что
люди стали забывать свои этнокультурные традиции совместного бытия (события);
стали проявляться процессы духовной и культурной амнезии. Стали забывать
понятия с приставкой -с-, означающей
совместное бытие, единство многих. Страшно представить себе общество людей, не
помнящих своих истоков, своего прошлого, поскольку «память прошлого определяет
нравственность настоящего» (В.Куприн).
Курс «ОРКиСЭ» может стать в определенной степени той «пилюлей»,
«витаминкой», которая даст толчок к излечению российского общества; к
возрождению идей толерантности, сопричастности, содружества; к культурному возрождению
России как многонационального государства. Курс дает шанс заполнить вакуум,
пробел в нравственном воспитании, образовавшиеся в постперестроечных годах.
Однако, курс сам по себе, каким бы
проработанным и интересным он ни был, не решит проблему духовного возрождения.
Для этого нужен носитель духовности, нужна активная работа разума и души.
Такими носителями могут быть родители и учителя. Но, к сожалению, современные
родители принадлежат к тому поколению, когда общечеловеческие ценности были почти
утрачены. Значит, весь груз ответственности падает на плечи учителя – «ваятеля
душ человеческих», способного донести и передать подрастающему поколению
духовно-нравственные основы жизни.
Но снова возникает вопрос: все ли учителя в
полной мере готовы к тому, чтобы передать духовность личности и духовность
общества маленьким гражданам? Именно здесь на первый план выступают учителя –
тренеры - тьюторы. Учителя – тренера я сравнила бы с электрическим проводом,
передающим «духовное напряжение» от «щитка» отечественной культуры к «лампочке»
духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка через «включатель»
учителя. Академия повышения
квалификации в Москве – благодарность.
Для меня роль тренера была нова, несмотря
на то, что опыт работы с учительской аудиторией достаточный: открытые уроки,
семинары, мастер-классы и т.д. Однако, роль тьютора – нечто иное: надо быть не
только учителем учеников, но и учителем учителей, а это сложно, но важно и
интересно. Хотелось научить педагогов трем важным «вещам»:
1.Как
организовать воспитательный процесс, направленный на духовно-нравственное
развитие школьников в русле курса
«ОРКиСЭ».
2.Каким
образом дать немалый объем культурологической и религиозной информации,
оставаясь на нейтральной позиции толерантного отношения.
3.Как
создать психолого-педагогическую систему взаимодействия всех субъектов
образовательного процесса, способствующую духовно-нравственному и
культурологическому развитию.
Но чтобы научить этим позициям, необходимо
было сначала «наладить контакт» с теми педагогами, которые пришли на курсы по
ОРКиСЭ. Это было непросто. Хотя…, как и дети, учителя очень отзывчивы на
проявления доброжелательности и взаимоуважения. Поэтому, одно из первых занятий
мы посвятили тренинговым упражнениям, помогающим не только познакомиться и
лучше узнать друг друга, но и установить теплые дружеские взаимоотношения в
группе. Эти же упражнения учителя затем использовали и в своей практике.
Дальнейшее взаимное сотрудничество было очень плодотворным: я учила учителей,
учителя учили меня. Особенно ярким взаимным уроком была защита групповых
проектов. Проекты получились очень
интересные и нужные, готовые к использованию в образовательном процессе.
Но больше всего запомнился моим «ученикам-учителям» веселый экзамен с призами
за его успешную сдачу.
Две недели плодотворного сотрудничества
педагогов на курсах сделали нас добрыми друзьями, поддерживающими отношения,
помогающими друг другу и сейчас.
Объединились, увлеченные курсом ОРКиСЭ, и
все тьюторы. Обмениваясь опытом обучения, наработками, приемами, презентациями,
объединившись вокруг одной цели – успешно внедрить курс в современные школы,
учителя-тренеры превратились в единый педагогический коллектив. Тьюторы из других городов нашего региона
обмениваются опытом работы, приглашают друг друга на конференции и семинары по
результатам апробации курса. Так, в апреле 2011г. в Нижнем Тагиле состоялись
педагогические чтения «Чему и как учить в 21 веке: опыт и перспективы изменения
образовательной практики», где подводились первые итоги апробации курса ОРКиСЭ
в школах Свердловской области. На педчтениях делились опытом учителя-тренеры не
только из самого Нижнего Тагила, но и Екатеринбурга, Невьянска, Снежинска,
Серова и других городов. Хотелось бы,
чтобы и в дальнейшем, уже сформированные тьюторские группы осуществляли свою
деятельность по обучению педагогов следующих потоков (годов обучения), т.к.
определенный опыт уже наработан, ясна техника подготовки учителей к данному
курсу.
Необходимо
отметить, что несмотря на четкую и яркую воспитательную направленность курса, в
настоящее время есть, и еще какое-то время будут, учителя, родители, дети и
другие, отношение которых к курсу неоднозначно. Поэтому надо быть готовым к
тому, что процесс духовного возрождения общества длительный и тонкий, требующий
педагогической стратегии и продуманной линии воспитательной тактики, помогающих
развивающейся личности принять духовные традиции общества. В связи с этим, целесообразно было бы создать
единый в городе (районах)
консультационно-методический центр по апробации курса ОРКиСЭ, помогающий
учителям, родителям, детям осознать необходимость введения курса, разрешать
возникающие сомнения и вопросы и оказывающий информационно-методическую помощь
в преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
|