Среда
24.04.2024
23:59
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Людмила Михайловна Евдокимова
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Информация для родителей и обучающихся 1 "А" класса [1]
статьи и печатные работы [9]
Статьи,тезисы для сборников НПК, семинаров и т.д.
конспекты и разработки уроков и внеклассных мероприятий [3]
презентации к урокам и проектам [1]
авторские программы и технологии [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » статьи и печатные работы

Творческое развитие детей в системе школьного инклюзивного образования
18.06.2013, 11:31

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

     Существует восемь принципов инклюзивного образования:

·        Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

·        Каждый человек способен чувствовать и думать;

·        Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

·        Все люди нуждаются друг в друге;

·        Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

·        Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

·        Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

·        Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

     Какова же связь между инклюзивным образованием и творческим развитием? Связь очевидна. Физиологами, психологам и педагогом давно известно, что творчество (как процесс познания и самоутверждения) является врожденным абсолютно для всех людей, независимо от физиологических, психических или интеллектуальных способностей. Соответственно, более эффективно, продуктивно и свободно ребенок, даже если он инвалид, будет развиваться в процессе творчества.

      В 2011 году наша школа МБОУ-СОШ № 74 г.Екатеринбурга вошла в областной проект «Доступная среда».  Благодаря проекту, образование в школе станет доступным для всех категорий обучающихся, даже с тяжелой степенью нарушений в состоянии здоровья. Школа оборудуется пандусами, инвалидными колясками, способными подниматься по ступенькам и др. Но наиболее важным является создание в школе сенсорной или «волшебной» (как ее называют дети) комнаты. 

     Еще с 2009 года МБОУ-СОШ № 74 является городской инновационной площадкой по реализации авторской  технологии «Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления младших школьников». Инновационность  работы состоит в соединении педагогических условий с эстетическими, направленными на развитие творческого мышления с учетом воздействия эстетических качеств среды  на физиологическом, психологическом,  интеллектуальном уровнях ребенка,  и формировании на этой основе эстетико-педагогических условий.     

     Эстетико-педагогические условия, включают четыре группы:

     1. Учебно-дизайнерские условия.

     2. Социально-эмоциональные условия.

     3. Эвристико-дидактические условия.

     4. Индивидуально-творческие условия.

    Внедрение в образовательный процесс данных условий оказало положительное воздействие  не только на развитие творческого мышления, но и значительно изменило в лучшую сторону психосоматическое здоровье младших школьников. Снизился уровень тревожности; сократилось  количество заболеваний органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; стабилизировалось комфортное эмоциональное и психическое состояние каждого отдельного ребенка в течение всего образовательного процесса.

     Таким образом, родился дочерний проект «Эстетикотерапия» как фактор сохранения психосоматического здоровья младших школьников». Проект стал победителем городского конкурса «Инновации в образовании – 2011», а школа – инновационной площадкой по реализации данного проекта.

     Эстетикотерапия в образовательном процессе представляет собой единство трех основных структурных блоков: художественная терапия, музыкальная терапия и театральная терапия. Каждая из структурных единиц  наполнена рядом форм и методов работы, оказывающих терапевтический эффект на психику и физиологию младшего школьника.

     Художественная терапия включает следующие формы и методы работы: цветовой диагностический тест Люшера совмещенный  с методикой Баллоу по определению типа восприятия цвета; диагностические методики «Волшебные кляксы», «Что бы это значило?», «Дорисуй картину» и пр.; творческие художественные работы; синестетическая художественно-музыкальная деятельность; оформительская и дизайнерская деятельность в классе; экскурсионная работа; цветовая зрительная гимнастика.  Оформительская и дизайнерская деятельность подразумевает цветовую и формообразующую организацию образовательного  пространства совместно с детьми: сезонное оформление класса, дизайнерское оформление парт, декорации и костюмы к театрализованным выступлениям и пр. Экскурсионная работа включает, как посещение музеев, выставок, театров, так и выходы на природу, дни здоровья на природе. Цветовая зрительная гимнастика проводится на основе компьютерного проигрывателя Медиа Плеер.

     Музыкальная терапия: пение караоке;  музыкальное начало и окончание уроков; танцевальные физпаузы; хоровое пение; танцы на переменах; музыкальное сопровождение самостоятельных  работ; музыкальные релаксационные упражнения; ритмизированные упражнения. Пение песен караоке в букварный период значительно упрощает процесс обучения грамоте: развитие фонематического слуха, повышение техники чтения. Каждый урок начинается и заканчивается под музыку, что решило дисциплинарные  проблемы.  Физпаузы из стандартных наклонов и поворотов превратились в танцевальные паузы. Хором поем не только песни, но и слоги, правила и т.д. На переменах звучит танцевальная музыка, особенно по субботам. Музыкальное сопровождение самостоятельных  работ повышает качество их выполнения и уровень самодисциплины. Музыкальные релаксационные упражнения снимают утомление и излишнее напряжение на уроках. Ритмизированные упражнения ритмизируют и деятельность вегетативной системы ребенка. К музыкальной терапии довольно быстро подключаются дети, как организаторы деятельности: приносят музыкальные инструменты в школу, играют на них для одноклассников и т.д.

     Театральная терапия: пальчиковые игры; пластическое и мимическое фантазирование; радиотеатр; кукольный театр; театрализованные представления.     Пальчиковые игры и пластическое фантазирование решают проблемы гиподинамии, развивают тактильные ощущения, мелкую мускулатуру. Театрализованные представления способствуют раскрепощению, расслаблению, успешной самореализации и социализации учащихся, снимают стрессовые ситуации, активизируют, тонизируют, способствуют сохранению позитивного настроя. В течение учебного года с детьми удается поставить более 20 различного рода театрализованных представлений.

     Создание сенсорной комнаты позволяет теперь осуществлять вышеуказанные проекты и в «волшебных» условиях. Комната оборудована не только приспособлениями для физического развития (тренажеры, дорожки, сухой бассейн, сухой душ, качели, мячи и др.), но и для творческого развития. В комнате работают цветовые прожекторы различной формы, цветовые табло: ночное небо, цветное зеркало, ночной каскад, цветовой фонтан и др.; приспособления для ароматерапии; специальное музыкальное сопровождение, что является составляющими частями эстетикотерапии, описанной выше.       

     Одновременное функционирование и педагогических технологий и специально оборудованных помещений еще в большей степени позволяет осуществить дифференцированный, т.е. инклюзивный подход к каждому ребенку в школе.

     Эффективность описанных педагогических технологий можно уже подтвердить следующими промежуточными результатами: снижение уровня тревожности; комфортное психическое самочувствие первоклассников по результатам наблюдений, отзывам родителей; отсутствие признаков утомления и переутомления; высокая мотивация на посещение школы, желание учиться; низкий, по сравнению с прошлыми годами, показатель пропусков уроков по болезни.

   Таким образом, эстетико-педагогические условия эффективно развивают творческий потенциал, а эстетика и творчество, в свою очередь,  не только способствуют успешной социализации и самореализации ребенка,  но и эффективны в системе инклюзивного образования.       

Категория: статьи и печатные работы | Добавил: Lu
Просмотров: 960 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz