Инклюзивное образование стремится развить методологию,
направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными
потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход
к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения
различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более
эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование,
тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Существует восемь
принципов инклюзивного образования:
·
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
·
Каждый человек способен чувствовать и думать;
·
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
·
Все люди нуждаются друг в друге;
·
Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
·
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
·
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,
что они могут делать, чем в том, что не могут;
·
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Какова же связь
между инклюзивным образованием и творческим развитием? Связь очевидна.
Физиологами, психологам и педагогом давно известно, что творчество (как процесс
познания и самоутверждения) является врожденным абсолютно для всех людей,
независимо от физиологических, психических или интеллектуальных способностей.
Соответственно, более эффективно, продуктивно и свободно ребенок, даже если он
инвалид, будет развиваться в процессе творчества.
В 2011 году наша школа МБОУ-СОШ № 74
г.Екатеринбурга вошла в областной проект «Доступная среда». Благодаря проекту, образование в школе станет
доступным для всех категорий обучающихся, даже с тяжелой степенью нарушений в
состоянии здоровья. Школа оборудуется пандусами, инвалидными колясками,
способными подниматься по ступенькам и др. Но наиболее важным является создание
в школе сенсорной или «волшебной» (как ее называют дети) комнаты.
Еще с 2009 года
МБОУ-СОШ № 74 является городской инновационной площадкой по реализации авторской
технологии «Эстетико-педагогические
условия развития творческого мышления младших школьников». Инновационность работы состоит в соединении педагогических
условий с эстетическими, направленными на развитие творческого мышления с учетом
воздействия эстетических качеств среды
на физиологическом, психологическом, интеллектуальном уровнях ребенка, и формировании на этой основе
эстетико-педагогических условий.
Эстетико-педагогические условия, включают четыре
группы:
1. Учебно-дизайнерские условия.
2. Социально-эмоциональные
условия.
3. Эвристико-дидактические
условия.
4. Индивидуально-творческие
условия.
Внедрение в образовательный процесс данных условий оказало положительное
воздействие не только на развитие
творческого мышления, но и значительно изменило в лучшую сторону
психосоматическое здоровье младших школьников. Снизился уровень тревожности;
сократилось количество заболеваний
органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; стабилизировалось комфортное
эмоциональное и психическое состояние каждого отдельного ребенка в течение
всего образовательного процесса.
Таким образом, родился дочерний проект «Эстетикотерапия» как фактор
сохранения психосоматического здоровья младших школьников». Проект стал
победителем городского конкурса «Инновации в образовании – 2011», а школа –
инновационной площадкой по реализации данного проекта.
Эстетикотерапия в образовательном процессе представляет собой единство
трех основных структурных блоков: художественная терапия, музыкальная терапия и
театральная терапия. Каждая из структурных единиц наполнена рядом форм и методов работы,
оказывающих терапевтический эффект на психику и физиологию младшего школьника.
Художественная терапия включает следующие формы и методы
работы: цветовой диагностический тест Люшера совмещенный с методикой Баллоу по определению типа
восприятия цвета; диагностические методики «Волшебные кляксы», «Что бы это
значило?», «Дорисуй картину» и пр.; творческие художественные работы;
синестетическая художественно-музыкальная деятельность; оформительская и
дизайнерская деятельность в классе; экскурсионная работа; цветовая зрительная
гимнастика. Оформительская и
дизайнерская деятельность подразумевает цветовую и формообразующую организацию
образовательного пространства совместно
с детьми: сезонное оформление класса, дизайнерское оформление парт, декорации и
костюмы к театрализованным выступлениям и пр. Экскурсионная работа включает,
как посещение музеев, выставок, театров, так и выходы на природу, дни здоровья
на природе. Цветовая зрительная гимнастика проводится на основе компьютерного
проигрывателя Медиа Плеер.
Музыкальная терапия: пение караоке; музыкальное начало и окончание уроков;
танцевальные физпаузы; хоровое пение; танцы на переменах; музыкальное
сопровождение самостоятельных работ;
музыкальные релаксационные упражнения; ритмизированные упражнения. Пение песен
караоке в букварный период значительно упрощает процесс обучения грамоте:
развитие фонематического слуха, повышение техники чтения. Каждый урок
начинается и заканчивается под музыку, что решило дисциплинарные проблемы.
Физпаузы из стандартных наклонов и поворотов превратились в танцевальные
паузы. Хором поем не только песни, но и слоги, правила и т.д. На переменах
звучит танцевальная музыка, особенно по субботам. Музыкальное сопровождение
самостоятельных работ повышает качество
их выполнения и уровень самодисциплины. Музыкальные релаксационные упражнения
снимают утомление и излишнее напряжение на уроках. Ритмизированные упражнения
ритмизируют и деятельность вегетативной системы ребенка. К музыкальной терапии
довольно быстро подключаются дети, как организаторы деятельности: приносят
музыкальные инструменты в школу, играют на них для одноклассников и т.д.
Театральная терапия: пальчиковые
игры; пластическое и мимическое фантазирование; радиотеатр; кукольный театр;
театрализованные представления.
Пальчиковые игры и пластическое фантазирование решают проблемы
гиподинамии, развивают тактильные ощущения, мелкую мускулатуру.
Театрализованные представления способствуют раскрепощению, расслаблению,
успешной самореализации и социализации учащихся, снимают стрессовые ситуации,
активизируют, тонизируют, способствуют сохранению позитивного настроя. В течение
учебного года с детьми удается поставить более 20 различного рода
театрализованных представлений.
Создание сенсорной комнаты позволяет теперь осуществлять вышеуказанные
проекты и в «волшебных» условиях. Комната оборудована не только приспособлениями
для физического развития (тренажеры, дорожки, сухой бассейн, сухой душ, качели,
мячи и др.), но и для творческого развития. В комнате работают цветовые
прожекторы различной формы, цветовые табло: ночное небо, цветное зеркало,
ночной каскад, цветовой фонтан и др.; приспособления для ароматерапии;
специальное музыкальное сопровождение, что является составляющими частями
эстетикотерапии, описанной выше.
Одновременное функционирование и педагогических технологий и специально
оборудованных помещений еще в большей степени позволяет осуществить
дифференцированный, т.е. инклюзивный подход к каждому ребенку в школе.
Эффективность описанных педагогических технологий можно уже подтвердить следующими
промежуточными результатами: снижение
уровня тревожности; комфортное психическое самочувствие первоклассников по
результатам наблюдений, отзывам родителей; отсутствие признаков утомления и
переутомления; высокая мотивация на посещение школы, желание учиться; низкий,
по сравнению с прошлыми годами, показатель пропусков уроков по болезни.
Таким образом, эстетико-педагогические
условия эффективно развивают творческий потенциал, а эстетика и творчество, в
свою очередь, не только способствуют
успешной социализации и самореализации ребенка,
но и эффективны в системе инклюзивного образования.
|