Четверг
28.03.2024
20:45
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Людмила Михайловна Евдокимова
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Информация для родителей и обучающихся 1 "А" класса [1]
статьи и печатные работы [9]
Статьи,тезисы для сборников НПК, семинаров и т.д.
конспекты и разработки уроков и внеклассных мероприятий [3]
презентации к урокам и проектам [1]
авторские программы и технологии [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » статьи и печатные работы

"Ошибки и недочеты" оценки качества образования школьников
22.10.2013, 17:12

Исходя из обозначенных проблем в системе оценивания, хочется остановиться на типичных ошибках, которые допускают наши педагоги,  при оценивании деятельность обучающихся.

·         Ошибка 1. Неоправданная строгость в оценке – тенденция выставлять отметку ниже заслуженной. С этой ошибкой мы встречаемся, когда ребенок в результате нескольких учебных неудач заслужил «ярлык» слабого ученика, «двоечника»; либо  учитель, с преобладающим авторитарным стилем общения, тем самым, создает «ореол» строгого, высококвалифицированного педагога.

·         Ошибка 2. Необоснованная мягкость – тенденция оценивать более позитивно, выставлять отметку выше заслуженной. Так происходит, как правило, со стабильными отличниками.

·         Ошибка 3. Центрическая тенденция выставлять средние отметки, расположенные в центре отметочной шкалы. Так называемая подстраховка при переходе ребенка на следующую ступень образования: «стал отличником, а у меня был троечником» или «и у меня он учился так себе».

·         Ошибка 4. «Эффект ореола» - оценивание  на одинаковом уровне достижений обучающихся в различных сферах учебной деятельности: «если у него по русскому и литературе одни пятерки, значит и о биологии и химии тоже пятерки должны быть».

·         Ошибка 5. «Эффект недавности» - влияние недавних событий на оценивание деятельности. Только что ребенок нагрубил учителю, значит, ставим за урок «три».

·         Ошибка 6. «Эффект контраста» - влияние на отметку ученика тех, кто прошел перед ним.

     Кроме вышеперечисленных ошибок, встречается еще и «нецелевое» использование педагогической оценки и отметки:

 - Контроль поведения учащихся – обеспечение дисциплины, когда оценка выставляется не за знания, а за поведение, либо формирование подчинения путем выставления плохих отметок: «не будешь слушаться, будут одни двойки».

 - Наказание обучающегося.

- Поддержание внеучебной мотивации (состязательной, престижной), когда более «престижному» ученику выставляются более высокие отметки.

 - Разъединение обучающихся, обособление некоторых из них, так называемое деление на «сильных» и «слабых».

- Формирование у обучающегося зависимости от внешних оценок. Стремление «зазубрить» только для того, чтобы получить пятерку и похвалу учителя, а не для того, чтобы узнать или понять.

     Встает логичный вопрос: а можно ли исправить допущенные педагогические ошибки в системе оценивания? Конечно можно. Для этого целесообразно вспомнить и удерживать основные задачи педагогической оценки. Педагогическая оценка направлена на:

1. Контроль качества образования.

2. Психолого-педагогическую поддержку обучающихся, поощрение, создание ситуации успеха.

3. Мотивацию к успешной образовательной деятельности.

4. Объединение обучающихся в совместной деятельности (взаимооценка, совместное оценивание, совместная выработка критериев оценки).

5. Развитие критического мышления

6. Формирование навыков самооценки и взаимооценки.

     Особенно важным в любой системе оценивания является формирование у ребенка самооценки. Сформированная самооценка имеет особое значение в развитии учебной мотивации ребенка и его отношения к учению. В этом случае ученик способен самостоятельно спланировать и организовать свою деятельность, добиться результатов и проанализировать их, определить перспективы в познании. А это главный ключ к успеху в любой сфере деятельности.

     Стать оценке более объективной  поможет и ее «трехмерность». Как только к системе оценивания присоединяются все субъекты образовательного процесса, так отметки становятся более показательными и адекватными, ввиду того, что каждая из сторон обосновывает свое мнение по поводу той или иной оценки (отметки). С этой целью можно рекомендовать составление и заполнение таблицы «Оценка результатов образования ребенка» (из опыта работы).

№ п\п

Результаты

Самооценка обучающегося

Оценка родителей

Оценка учителя

1

Умение каллиграфически писать все буквы русского алфавита

 

 

 

2

Делить слова на слоги

 

 

 

    

     Во второй графе таблицы вписываются те результаты, которые должен проявить ребенок к концу учебного года. При этом, оценка может выставляться не только  по пятибалльной шкале, но и с помощью условных знаков (особенно самооценка ребенка). В конце учебного года на индивидуальных беседах с родителями и обучающимся обсуждаются оценки и выставленные отметки с аргументацией своего мнения. Заполнение такой таблицы особенно важно для ребенка, которому она может помочь осознать объективную связь оценки с уровнем его предметных знаний, метапредметных навыков и личностных  результатов образования.

     В данной статье мы коснулись только внутренней оценки качества образования, в то время, как есть еще и внешняя оценка, которая также может таить в себе «недочеты и ошибки». Однако, главное в любой системе оценивания – это не убить желание учиться, жажду познания и общения, стремление к самореализации и творчеству.

     Школьная  оценка (отметка) должна быть добрым помощником,  а не «Дамокловым мечом». И зависит это, в большей степени, от доброго, понимающего, любящего учителя.

 

Категория: статьи и печатные работы | Добавил: Lu
Просмотров: 2014 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz