Актуальность разработки технологии обусловлена тем, что на
современном этапе наиболее важными показателями развитой культурной личности, выходящей из школы,
способной к успешной социализации, должны стать не отметки по предметам, а
сформированные личностные качества, лежащие в основе гармоничной личности – креативность, или способность к
продуктивной творческой деятельности и
способность к самопознанию,
самореализации и саморазвитию.
Главная задача учебно-воспитательного
процесса в школе – это создание условий для развития и воспитания творческой и
саморазвивающейся личности. Кроме того, данные условия должны охватывать в
комплексе философские, психологические, эстетические и педагогические
концепции, рассматривающие процесс становления и развития личности во всем его
многообразии.
Формирование креативности необходимо
начинать с момента прихода ребенка в школу, так как младший школьный возраст
является наиболее сензитивным для развития чувственно-эмоциональной сферы и
воображения, лежащих в основе
творческого мышления.
Цель педагогической деятельности в рамках
технологии состоит в теоретическом обосновании и практическом внедрении в
учебно-воспитательный процесс эстетико-педагогических условий, способствующих
развитию творческого мышления учащихся.
Поставленную цель возможно реализовать
посредством следующих задач:
1.
Проанализировать сущность и структуру творческого мышления на основе анализа
философских, психологических, педагогических исследований.
2.
Определить возможности использования
в учебно-воспитательном процессе
результатов экспериментальных исследований, связанных с выявлением воздействия
эстетических элементов на организм человека.
3.
Разработать, внедрить и проанализировать эффективность создания и
функционирования эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательном
процессе для развития творческого мышления учащихся.
Новизна работы состоит в соединении педагогических условий с
эстетическими, направленными на развитие творческого мышления с учетом
воздействия эстетических качеств среды
на физиологическом, психологическом, интеллектуальном уровнях
ребенка, и формировании на этой основе
эстетико-педагогических условий.
Условия развития творческого мышления.
Продуктивное развитие творческого мышления
может осуществляться при наличии определенных условий внешней среды и
внутреннего состояния человека. Объединив общеизвестные педагогические условия
с эстетическими факторами, влияющими на организм ребенка, были сформулированы
условия, способствующие развитию творческого мышления у младших школьников,
т.е. эстетико-педагогические условия,
способствующие развитию творческого мышления.
1. Учебно-дизайнерские условия:
эргономические условия - оптимальные для
учебной деятельности условия,
созданные в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами организации учебного пространства;
эстетические условия - цветовое, формообразующее, музыкальное,
художественное оформление, включенное в единый интерьер учебного пространства, воздействующее на активизацию творческих процессов и осуществляющее эстетическое воспитание детей.
Организация учебно-дизайнерских условий, связанных с созданием классной
предметно-физической среды, ориентирована на максимальное приближение
обстановки класса к домашней, сохраняя при этом характерные школьные элементы.
Далее сами дети принимают участие в создании эстетических элементов, включенных
в среду: сезонное оформление, иллюстрирование изучаемого материала в различных
видах и формах, изготовление наглядно-дидактического материала в оригинальных
формах, изготовление и оформление интерьерных объектов.
2. Социально-эмоциональные
условия – создание творческой атмосферы в классном коллективе через:
·
эстетическое
отношение к деятельности -
эмоциональность, гармоничность действий, активность, свобода;
·
эстетические
межличностные отношения - мажорный тон,
демократический, гуманистический стиль общения педагога с учениками, эмоционально-психологическая комфортность.
Социально-эмоциональные
условия заключаются в воспитании дружного творческого детского коллектива,
используя методы и формы традиционной психологии, онтопсихологии и др., при
обязательном участии родителей.
3. Эвристико-дидактические
условия:
·
эстетическое
содержание учебно-воспитательного процесса - широкое использование творческих
форм и методов в урочной и внеурочной педагогической
деятельности;
эстетическое содержание продуктов деятельности –
побуждение к дальнейшей творческой деятельности.
Творческая направленность
социально-эмоциональных условий приобретается в процессе организации эвристико-дидактических условий,
заключающихся в использовании творческих форм и методов работы. Для создания
творческой атмосферы с первых дней пребывания ребенка в школе была разработана
методика обучения грамоте «Азбука в сказках», где дети изучают алфавит в
процессе непосредственного участия в действиях сказки, изображая героев с
помощью различных выразительных средств: рисованием, пантомимой, озвучиванием,
лепкой и пр. Аналогичным образом построена методика изучения математики, но
только дети уже сами создают город Цифроград, сочиняя сказки о цифрах. Применяется
целый комплекс творческих форм и методов педагогической деятельности.
4. Индивидуально-творческие
условия:
·
эстетический
внешний облик, стиль, соответствие цели и ситуации, гармоничность педагога и
обучающихся;
·
гармония
эстетических, морально-этических, культурных, интеллектуальных,
профессиональных качеств педагога (индивидуальный стиль педагога), направленных на выявление, развитие творческих способностей и призвания
каждого ребенка.
Создание индивидуально-творческих условий имеет свою специфику. С одной
стороны – это педагог, обладающий гармонией эстетических, морально-этических,
профессиональных качеств личности; с другой стороны – это ребенок, у которого
данные качества формируются в процессе его развития в ходе
учебно-воспитательного процесса посредством совместной с педагогом
организации эстетико-педагогических
условий.
Для осуществления контроля за развитием
творческого мышления детей была разработана система мониторинга, включающая два направления:
1. Анализ результатов
творческой деятельности по определенным критериям и соответствующим им показателям
(количественный).
2. Наблюдение и
сравнительный анализ проявлений и уровня развития личностной творческой самостийности
ребенка (качественный).
Анализ развития творческого мышления
осуществляется в ходе эстетико-педагогического эксперимента, проходящего в три
этапа: начальный и конечный констатирующие эксперименты, выявляющие уровень
развития творческого мышления учащихся; формирующий эксперимент, в котором
осуществляется внедрение эстетико-педагогических условий в образовательный процесс.
Констатирующие эксперименты по выявлению уровня развития творческого
мышления включают в себя ряд методик. Количественные показатели уровня развития
творческого мышления каждого ученика фиксируются в индивидуальных картах.
Формирующий
эксперимент, который лежит в основе педагогической технологии, заключается в
создании в образовательном процессе вышеизложенных эстетико-педагогических
условий, способствующих развитию творческого мышления у младших школьников, и
проводится в два этапа.
Первый этап – организационный, осуществляется до
прихода детей в школу и заключается в следующем: проверке соответствия
санитарно-гигиенический показателей учебного пространства эргономическим
требованиям; разработке физической и предметной организации школьного
пространства в соответствии с возрастными особенностями восприятия качеств
среды; подборе музыкального оформления с
перспективой его использования на уроках и переменах; разработке и подборе форм
и методов педагогической деятельности, способствующих созданию детского
творческого коллектива и развитию творческого мышления.
На втором
этапе осуществляется непосредственное
включение детей в дальнейшую организацию условий, приобретающих эстетические
характеристики, способствуя развитию творческого мышления. Деятельность
педагога осуществляется вместе с активной деятельностью детей и их родителей.
Качественный анализ педагогической
деятельности можно сформулировать следующим основополагающим выводом:
Функционирование эстетико-педагогических
условий способствует не только развитию творческого мышления, но и оказывает положительное влияние на другие
качества личности и детского коллектива.
Организация данных условий способствует
успешному интеллектуальному развитию детей;
сохранению их психо-физиологического здоровья; формированию комфортных дружеских
взаимоотношений в коллективе; более быстрой адаптации детей к учебной
деятельности; сохранению и поддержанию интереса к учению; более быстрому снятию
стрессовых состояний; повышению уровня дисциплины, самодисциплины и
коммуникативной культуры; развитию творческой свободы и потребности к
самовыражению в творческой форме.
В
целом, количественный мониторинг показал рост уровня развития творческого
мышления от первого класса к четвертому на 68%.
Анализ результатов показал эффективность
организации и внедрения эстетико-педагогических условий в образовательный
процесс с целью развития творческого мышления младших школьников.
|