Четверг
25.04.2024
08:04
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Людмила Михайловна Евдокимова
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Информация для родителей и обучающихся 1 "А" класса [1]
статьи и печатные работы [9]
Статьи,тезисы для сборников НПК, семинаров и т.д.
конспекты и разработки уроков и внеклассных мероприятий [3]
презентации к урокам и проектам [1]
авторские программы и технологии [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » статьи и печатные работы

Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления младших школьников
12.10.2012, 19:20
     Актуальность разработки технологии обусловлена тем, что на современном этапе наиболее важными показателями развитой  культурной личности, выходящей из школы, способной к успешной социализации, должны стать не отметки по предметам, а сформированные личностные качества, лежащие в основе гармоничной личности – креативность, или способность к продуктивной творческой деятельности  и способность к самопознанию, самореализации и саморазвитию.      Главная задача учебно-воспитательного процесса в школе – это создание условий для развития и воспитания творческой и саморазвивающейся личности. Кроме того, данные условия должны охватывать в комплексе философские, психологические, эстетические и педагогические концепции, рассматривающие процесс становления и развития личности во всем его многообразии.      Формирование креативности необходимо начинать с момента прихода ребенка в школу, так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития чувственно-эмоциональной сферы и воображения, лежащих  в основе творческого мышления.        Цель  педагогической деятельности в рамках технологии состоит в   теоретическом обосновании и практическом внедрении в учебно-воспитательный процесс эстетико-педагогических условий, способствующих развитию творческого мышления учащихся.      Поставленную цель возможно реализовать посредством следующих задач: 1. Проанализировать сущность и структуру творческого мышления на основе анализа философских, психологических, педагогических исследований. 2. Определить возможности использования  в   учебно-воспитательном процессе результатов экспериментальных исследований, связанных с выявлением воздействия эстетических элементов на организм человека. 3. Разработать, внедрить и проанализировать эффективность создания и функционирования эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе для развития творческого мышления учащихся.      Новизна работы состоит в соединении педагогических условий с эстетическими, направленными на развитие творческого мышления с учетом воздействия эстетических качеств среды  на физиологическом, психологическом, интеллектуальном уровнях ребенка,  и формировании на этой основе эстетико-педагогических условий.            Условия развития творческого мышления.      Продуктивное развитие творческого мышления может осуществляться при наличии определенных условий внешней среды и внутреннего состояния человека. Объединив общеизвестные педагогические условия с эстетическими факторами, влияющими на организм ребенка, были сформулированы условия, способствующие развитию творческого мышления у младших школьников, т.е. эстетико-педагогические условия, способствующие развитию творческого мышления.      1. Учебно-дизайнерские условия: эргономические условия - оптимальные для учебной  деятельности условия, созданные в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами  организации учебного пространства; эстетические условия -  цветовое, формообразующее, музыкальное, художественное оформление, включенное в единый интерьер      учебного пространства,    воздействующее на  активизацию творческих процессов и  осуществляющее  эстетическое   воспитание детей.                 Организация учебно-дизайнерских условий, связанных с созданием классной предметно-физической среды, ориентирована на максимальное приближение обстановки класса к домашней, сохраняя при этом характерные школьные элементы. Далее сами дети принимают участие в создании эстетических элементов, включенных в среду: сезонное оформление, иллюстрирование изучаемого материала в различных видах и формах, изготовление наглядно-дидактического материала в оригинальных формах, изготовление и оформление интерьерных объектов.        2. Социально-эмоциональные условия – создание творческой атмосферы в классном коллективе через: ·         эстетическое отношение к деятельности -  эмоциональность, гармоничность действий, активность, свобода; ·         эстетические межличностные отношения -  мажорный тон, демократический, гуманистический стиль общения педагога с  учениками, эмоционально-психологическая комфортность.      Социально-эмоциональные условия заключаются в воспитании дружного творческого детского коллектива, используя методы и формы традиционной психологии, онтопсихологии и др., при обязательном участии родителей.     3. Эвристико-дидактические условия:  ·         эстетическое содержание учебно-воспитательного процесса - широкое использование творческих форм и  методов  в урочной и внеурочной педагогической деятельности; эстетическое содержание продуктов деятельности – побуждение к дальнейшей творческой деятельности.      Творческая направленность социально-эмоциональных условий приобретается в процессе организации эвристико-дидактических условий, заключающихся в использовании творческих форм и методов работы. Для создания творческой атмосферы с первых дней пребывания ребенка в школе была разработана методика обучения грамоте «Азбука в сказках», где дети изучают алфавит в процессе непосредственного участия в действиях сказки, изображая героев с помощью различных выразительных средств: рисованием, пантомимой, озвучиванием, лепкой и пр. Аналогичным образом построена методика изучения математики, но только дети уже сами создают город Цифроград, сочиняя сказки о цифрах. Применяется целый комплекс творческих форм и методов педагогической деятельности.      4. Индивидуально-творческие условия: ·         эстетический внешний облик, стиль, соответствие цели и ситуации, гармоничность педагога и обучающихся; ·         гармония эстетических, морально-этических, культурных, интеллектуальных, профессиональных качеств педагога (индивидуальный стиль педагога),  направленных на выявление,  развитие творческих способностей и призвания каждого ребенка.      Создание индивидуально-творческих условий имеет свою специфику. С одной стороны – это педагог, обладающий гармонией эстетических, морально-этических, профессиональных качеств личности; с другой стороны – это ребенок, у которого данные качества формируются в процессе его развития в ходе учебно-воспитательного процесса посредством совместной с педагогом организации  эстетико-педагогических условий.      Для осуществления контроля за развитием творческого мышления детей была разработана система мониторинга, включающая  два направления: 1. Анализ результатов творческой деятельности по определенным критериям  и соответствующим им показателям (количественный). 2. Наблюдение и сравнительный анализ проявлений и уровня развития личностной творческой  самостийности  ребенка (качественный).      Анализ развития творческого мышления осуществляется в ходе эстетико-педагогического эксперимента, проходящего в три этапа: начальный и конечный констатирующие эксперименты, выявляющие уровень развития творческого мышления учащихся; формирующий эксперимент, в котором осуществляется внедрение эстетико-педагогических условий в образовательный процесс.      Констатирующие эксперименты по выявлению уровня развития творческого мышления включают в себя ряд методик. Количественные показатели уровня развития творческого мышления каждого ученика фиксируются в  индивидуальных картах.      Формирующий эксперимент, который лежит в основе педагогической технологии, заключается в создании в образовательном процессе вышеизложенных эстетико-педагогических условий, способствующих развитию творческого мышления у младших школьников, и проводится в два этапа.      Первый  этап – организационный, осуществляется до прихода детей в школу и заключается в следующем: проверке соответствия санитарно-гигиенический показателей учебного пространства эргономическим требованиям; разработке физической и предметной организации школьного пространства в соответствии с возрастными особенностями восприятия качеств среды;  подборе музыкального оформления с перспективой его использования на уроках и переменах; разработке и подборе форм и методов педагогической деятельности, способствующих созданию детского творческого коллектива и развитию творческого мышления.      На втором этапе осуществляется непосредственное включение детей в дальнейшую организацию условий, приобретающих эстетические характеристики, способствуя развитию творческого мышления. Деятельность педагога осуществляется вместе с активной деятельностью детей и их родителей.       Качественный анализ педагогической деятельности можно сформулировать следующим основополагающим выводом:      Функционирование эстетико-педагогических условий способствует не только развитию творческого мышления, но и  оказывает положительное влияние на другие качества  личности и детского коллектива. Организация  данных условий способствует успешному интеллектуальному развитию детей;  сохранению их психо-физиологического здоровья;  формированию комфортных дружеских взаимоотношений в коллективе; более быстрой адаптации детей к учебной деятельности; сохранению и поддержанию интереса к учению; более быстрому снятию стрессовых состояний; повышению уровня дисциплины, самодисциплины и коммуникативной культуры; развитию творческой свободы и потребности к самовыражению в творческой форме.       В целом,  количественный мониторинг  показал рост уровня развития творческого мышления от первого класса к четвертому на 68%.      Анализ результатов показал эффективность организации и внедрения эстетико-педагогических условий в образовательный процесс с целью развития творческого мышления младших  школьников.  
Категория: статьи и печатные работы | Добавил: Lu
Просмотров: 1962 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz